Муниципальное образование «Гурьевский городской округ»

 

 

 

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

(школьный этап)

 

2016-2017 учебный год

 

11 класс

 

 

Максимальное количество баллов 63,5

 

Задание 1. (30 баллов) Тестовые задания с выбором правильного ответа ( двух из шести).

Задание 2. ( 10 баллов) Задание с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности.

Задание 3. ( 18,5 баллов) Установление соответствия между предложенными понятиями.

Задание 4. ( 2 балла) Определение правильной последовательности

Задание 5. ( 3 балла) Задание практической направленности

 

 

 

Время выполнения – 2 астрономических часа

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Выбор правильного ответа ( двух из шести).За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -30

 

1. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:

а) солнечная энергетика;

б) автотранспорт;

в) электротранспорт

г) промышленные предприятия;

д) зелёные насаждения;

е) ООПТ.

2.Учение о ноосфере разрабатывалось:

а) К. Линнеем;

б) Д. Медоузом;

в) В. И. Вернадским;

г) Н. Н. Моисеевым;

д) П. Тейяром де Шарденом;

е) А. Тенсли.

3. Международные конференции ООН по устойчивому развитию состоялась:

а) в 1974 г.

б) в 1980 г.

в) в 1991 г.

г) в 2002 г.

д) в 2012 г.

е) в 2014 г.

4. Найдите ответ, где перечислены только живые существа:

а) одуванчик, железная руда;

б) подберезовик, летучая мышь;

в) кристалл кварца, финиковая пальма;

г) айсберг, ушастый еж.

д) сосулька, камень;

е) шмель, клевер.

5. Были уничтожены человеком:

а) стеллеровы коровы;

б) бобры;

в) дронты;

г) малярийные комары;

д) утконосы;

е) кенгуру.

6. Пищевые цепи разложения начинаются:

а) с хлорофилла;

б) с фотосинтеза;

в) с зеленых растений;

г) с травоядных животных;

д) с отмерших останков растений.

е) с отмерших останков животных.

7. В 2013 г. в г. Москве произведена замена ламп на светодиодные в более чем 25 тыс. светильников наружного освещения. Эти работы выполнены в рамках реализации программы по энергосбережению, так как по сравнению со старыми лампами новые:

б) не требуют утилизации;

а) не потребляют электроэнергии;

в) потребляют больше электроэнергии;

г) потребляют меньше электроэнергии;

д) более долговечны;

е) менее дороги.

8.Эти науки изучает различные виды живых существ, а также их взаимоотношения между собой и с окружающей средой:

а) история;

б) экология;

в) этика;

г) геология;

д) биология;

е) физика.

9. К уровням организации живой природы относятся:

а) биосфера;

б) ноосфера;

в) гидросфера;

г) атмосфера;

д) литосфера;

е) экосистема.

10. Наиболее часто встречаются в тайге растения:

а) мандрагора и баньян;

б) лиственница и ель;

в) берёза и сосна;

г) баобаб и саксаул;

д) сосна и пихта;

е) пальма и кактус.

 

11. Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:

 

а) обеспечения топливом городских котельных;

б) обеспечения топливом местного населения;

в) профилактики пожаров;

г) профилактики инфекционных заболеваний растений;

д) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;

 

 

е) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.

 

12.Леса называют «легкими планеты», потому что они:

а) потребляют крахмал и целлюлозу;

б) производят крахмал и целлюлозу;

в) производят углекислый газ;

г) поглощают углекислый газ;

д) поглощают кислород;

е) производят кислород.

13. Модель «хищник – жертва» А. Лотки и В. Вольтерры может быть применима для описания отношений:

 

а) серый (обыкновенный) волк – заяц-беляк;

б) тасманийский волк – заяц-беляк;

в) серый (обыкновенный) волк – тасманийский волк;

г) заяц-беляк – заяц-русак;

д) рысь – заяц-беляк;

е) серый (обыкновенный) волк – серый (обыкновенный) волк.

14. Производят органические соединения из неорганических:

а) нитрифицирующие бактерии

б) зеленые растения;

в) растительноядные животные;

г) плотоядные животные;

д) грибы;

е) представители вида Человек разумный.

15. Разлагают отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические соединения.

а) плотоядные животные;

б) растительноядные животные;

в) зелёные растения;

г) бурые водоросли;

д) бактерии;

е) грибы.

 

Задания 2. Вам предлагается задание с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности. За каждое правильное обоснование – 2 балла. Максимальное количество баллов — 10

а) Самые быстродвигающиеся животные живут в почве.

б) Собирать в городских парках и на бульварах грибы и употреблять их в пищу не следует.

в) Комплекс хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение качества почвы называется рекультивация.

г) Леса нужны только для производства древесины

д)Углекислый газ не участвует в регулировании температуры приземных слоёв атмосферы.

 

Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Запишите  правильные ответы в таблицу.За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Максимальная сумма баллов 18,5

1. Формы взаимоотношений организмов:

1. симбиоз (мутуализм);

2. комменсализм;

3. нейтрализм;

4. конкуренция.

Организмы: а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха); б) лишайник-кладония| в) синицы и мыши в одном лесу; г) обитатели нор (грызуны,  насекомые, пауки,  многоножки); д) лиса и песец е) черный и рыжий тараканы; ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск); з) лев и гиена.

Формы взаимоотношений

1

2

3

4

Организмы

 

 

 

 

2. Способы питания:

1. фильтрование;

2. соскабливание;

3. паразитизм;

4. хищничество.

Животные: а) бычий цепень; б) инфузория; в) коловратка г) циклоп; д) мидия; е) перловица; ж) гидра пресноводная; з) осьминог; и) удав; к) морской еж; л) улитка-катушка

Способы питания

1

2

3

4

Животные

 

 

 

 

 

Задание 4. Определите правильную последовательность. Запишите правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. За правильный ответ – 2 б. Максимальное количество баллов – 2 балла.

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

а) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

б) заселение среды обитания особями других видов

в) сокращение численности исходных видов

г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

д) формирование новой экосистемы

 

Задание 5. Выполните задания практической направленности. Запишите полный, развернутый ответ. Максимальное количество баллов — 3

1. Как сказывается на растительных сообществах прокладка газо- и нефтепроводов?

 

Критерии оценивания вопросов школьной олимпиады по экологии

2016-2017 уч. год

11 класс

 

Задание 1. Выбор правильного ответа ( двух из шести).За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -30

 

1-9

б г

в д

г д

б е

а в

д е

г д

б д

а в

10-15

б д

в г

г е

а д

а б

д е

 

 

 

 

 

 

 

Задания 2. Задание с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности. За каждое правильное обоснование – 2 балла. Максимальное количество баллов — 10

 

а).Ответ нет. Почва – плотная среда, и быстро (как, например, на поверхности земли, в воде или воздухе) передвигаться в ней нельзя. Самые быстродвигающиеся животные живут в наземно-воздушной среде.

 

б). Ответ да. Собранные в городских парках и на бульварах грибы не следует употреблять в пищу. В таких грибах накапливаются вредные вещества, поступающие в почву и воздух от автотранспорта, а также от расположенных рядом производственных предприятий.

 

в).Ответ нет. Рекультивация – это комплекс мер по восстановлению нарушенных земель. Улучшение качества почв называется мелиорацией.

 

г). Ответ нет. У лесов много различных функций – производство кислорода, поглощение углекислого газа, очищение воздуха, создание микроклимата. Кроме того, не только человеку нужны леса – они являются местообитанием многих видов растений, животных, грибов и т.д.

 

д).Ответ нет. Углекислый газ (а также метан и другие так называемые парниковые газы) имеют важное значение в регулировании температуры приземных слоёв атмосферы. Он играет роль «теплозадерживающего экрана» (парника), задерживая обратное инфракрасное излучение, идущее от поверхности Земли в космос. Если бы этот механизм («парниковый эффект») отсутствовал, то колебания приземной температуры были бы очень существенным, что сделало бы жизнь на Земле невозможной. С другой стороны, тот же эффект, по мнению ряда учёных, лежит в основе глобального изменения климата наших дней за счёт увеличения содержания парниковых газов в результате антропогенной деятельности.

 

Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла. Максимальная сумма баллов – 18,5

3.1

Формы взаимоотношений

1

2

3

4

Организмы

а б

г ж

в

д е з

 

26

 

3.2.

Способы питания

1

2

3

4

Животные

в г д е

л

а

б ж з и к

 

 

 

 

Задание 4. Определите правильную последовательность. Запишите правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. За правильный ответ – 2 б. Максимальное количество баллов – 2 балла.

 

Ответ: Г А В Б Д

 

 

 

Задание 5.Задание практической направленности. Запишите полный, развернутый ответ. Максимальное количество баллов — 3

Ответ. Отрицательно. Нарушение дернины приводит к проникновению в сообщества новых видов, в основном синантропных.

 

 

 

Итоговая сумма баллов – 63,5